- Жизнь и творческая деятельность
- Известные деятели культуры об Ауэзове
- Страницы биографии
- Общие материалы о жизненном и творческом пути
- Документы
- Письма
- М.Ауэзов в воспоминаниях современников
- Мировоззрение М.Ауэзова, научное наследие, публицистика, общественная деятельность
- Прозаическое творчество
- Драматургия, переводы
- Образы, темы ауэзовского творчества
- Язык, стиль, художественные особенности
- Произведения Ауэзова
- Ауэзов в мировой и казахстанской культуре и литературе
- Ауэзов и современность
- Юбилеи. Даты. События
- Ауэзоведение. Изучение и популяризация творчества
- Мир о Мухтаре Ауэзове
- Библиографические материалы
- Ауэзовские чтения
Жизнь и творческая деятельность
- Известные деятели культуры об Ауэзове
- Страницы биографии
- Общие материалы о жизненном и творческом пути
- Документы
- Письма
- М.Ауэзов в воспоминаниях современников
- Мировоззрение М.Ауэзова, научное наследие, публицистика, общественная деятельность
- Прозаическое творчество
- Драматургия, переводы
- Образы, темы ауэзовского творчества
- Язык, стиль, художественные особенности
Известные деятели культуры об Ауэзове
Абдижамиль НУРПЕИСОВ
Устами Ауэзова говорит сама Великая степь. Он показал великому читающему миру целую галерею выразительных портретов, грандиозную схватку миров и страстей, острейшие мгновения осознания правды и справедливости своих поступков его героями, будь то правда гордого одиночки Бахтыгула из повести «Караш караш» или же правда и ярость великого воителя Ханкене. Когда речь идет о казахах, после Ауэзова нет необходимости доказывать, большой это или маленький народ. Устами Ауэзова говорит сама Великая степь. Он показал свой народ с его певческой крылатой душой как полное воплощение степи, дерзко раскинувшейся на полконтинента, легко сливающейся с небом родимого края.
Великая личность, Ауэзов своим творчеством доказал, что самобытное творчество казахов невозможно отделить от истории всего человечества. И если о Петре Первом великий русский поэт сказал, что он «прорубил окно в Европу», то об Абае и Ауэзове можно сказать, что они своим мощным гением буквально «прорубили окно» из степи в широкий мир, соединив казахов со всем человечеством.
Абдумалик НЫСАНБАЕВ
Эпопея М.Ауэзова "Путь Абая" не только литературное произведение, это новое направление общественной и научной мысли середины ХХ века в Казахстане…
Деятельность М.Ауэзова была многогранной. Он уже в те годы ставил проблемы "языковой экологии", очищения от ненужных заимствований. Так материализовалось желание писателя - поднять культурный уровень народа, просветить его через науку и искусство, раскрыть все богатство мировой литературы, вооружить его знанием всех духовных пластов человечества.
Абдылдажан АХМАТАЛИЕВ
Прошло много лет с тех пор, как М.Ауэзов пожелал Ч.Айтматову светлой дороги на литературном поприще. И ныне, говоря об авторах, стоящих в первых рядах литератур народов Востока, мы вместе с М.Ауэзовым произносим имя Ч.Айтматова. Творческие связи М.Ауэзова и Ч.Айтматова – свидетельство бескорыстной дружбы двух братских народов.
Абиш КЕКИЛБАЕВ
Мухтар Ауэзов был свидетелем и катализатором всех исторических событий, явившись сам общечеловеческим гигантом ХХ в. Вот уже 80 лет Мухтар Ауэзов известен как писатель, ученый, мыслитель. Он вынес на своих плечах и выдержал все перипетии громадной, устрашающей истории.
Александр КУДЕЛИН
Величайшая заслуга М.Ауэзова состоит в том, что его творчество заставило обратить внимание на литературу, фольклор и – в целом – на всю духовную культуру казахов, замечательные ценности обитателей Великой Степи…
Тетралогия не только выдающееся литературное творение, но и замечательное в историко- и теоретико-литературном отношении сочинение, в котором ясно прослеживается изложенная художественными средствами концепция Ауэзова-ученого. И именно данная концепция, думается нам, дает верные ориентиры для определения значения творчества М.О.Ауэзова в контексте мирового литературного процесса. Обратим в этой связи внимание на то, что тетралогия М.Ауэзова буквально насыщена именами сказителей, музыкантов, философов, писателей и ученых, исторических и государственных деятелей, предводителей народных восстаний и революционеров и т.д., героев фольклорных и литературных произведений, названиями легенд, сказаний, фольклорно-эпических произведений, литературных, исторических, теологических и прочих сочинений, литературными и фольклорными реминисценциями…
Синтез всего лучшего, созданного национальной традицией, с тем, что отвечает потребностям развития национальной литературы из мирового литературного опыта – вот путь Абая Кунанбаева в литературе и самого М.Ауэзова. И именно на этом пути выдающийся казахский писатель добился мирового признания.
Али Аббас ЧИНАР
Ауэзов – великий казахский писатель, первый казахский драматург, замечательный переводчик, видный ученый. Он внес большую лепту в развитие казахской литературы, искусства, науки и сделал всемирно известным казахский народ. Казахская культура, казахский великий акын Абай, писатель М.Ауэзов и его роман "Путь Абая" - это понятия единой цепи, в которой одно звено продолжает другое.
Али Асгар ШИРДУСТ
Абай Кунанбаев – основоположник новой казахской литературы и один из выдающихся деятелей, представляющих честь казахского народа. Иранский народ признает его величие, его духовную, литературную и научную ценность… Мухтар Ауэзов большую часть своей жизни посвятил изучению великого Абая и создал многолетний кропотливый труд, в котором он исследовал жизнь, творчество и деятельность Абая, явившийся огромным вкладом в процветание казахской литературы.
Альбер ФИШЛЕР
Мухтар Ауэзов был хранителем и наследником искусства акынов, этих бардов Центральной Азии, от которых он унаследовал владение звучанием слов, подчиненных такому стилю, где соединились живое движение и мягкая мелодичность.
Альфред КУРЕЛЛА
Роман «Абай» - исторический роман, действие его происходит в прошлом столетии и рассказывается в нем о судьбах исторических личностей… Мы видим целый народ в поворотный исторический период… Герой проходит через все сферы казахской жизни, и во всеобъемлющей полноте этого повествования заключается ценность книги как исторического романа… Острая напряженность, трагические ситуации, изобилие событий играют огромную роль в романе.
Альфред КУРЕЛЛА
Вы еще не прочли «Абая»? Значит, вы ничего не читали. Это – невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас, со всем великолепием ее первозданной природы, ее жестами и цельными характерами. А какие страсти – шекспировские! Вы ощущаете эпоху, как ни в одном научном исследовании. А какая поэзия! Ни одной прозаической строки в этих двух объемистых книгах, созданных в форме прозы.
Андре СТИЛЬ
Вместе с жизнью Абая Кунанбаева, казахского поэта конца ХIХ века, мы открываем жизнь кочевников Казахстана того времени, разрываемую борьбой родов. Здесь грандиозные запоминающиеся картины помолвок и свадеб, погребальных празднеств, казней и битв, снежных бурь, кражи лошадей, паломничества в Мекку.
Арман ГАТТИ
Под пером М.Ауэзова биография Абая превратилась в грандиозное художественное полотно, изображающее жизнь казахского феодально-родового общества накануне его гибели… Рушились и падали устои целой исторической эпохи… Когда читаешь такую книгу, как произведение М.Ауэзова, тебя пронзает мысль о том, что высокое искусство романиста может заставить читателя испытать на себе чудо перевоплощения: преодолев трудности чужого фольклора, освоившись с экзотической терминологией и перескочив через сотню истекших лет, почувствуешь себя казахом-кочевником и понесешься вместе с героями по бесконечным степям, то приходя в отчаяние, то стремясь отыскать в грядущем хотя бы проблеск надежды.
Багибек КУНДАКБАЙУЛЫ
М.Ауэзов счастливо избежал поры ученичества. Постановки его пьес, вошедшие в золотой фонд национальной культуры, свидетельствуют о глубине идейно-художественных замыслов драматурга. Становлению эстетического и драматургического таланта М.Ауэзова помогло изучение поэтики театра и драматургии стран Запада.
М.Ауэзов во всех жанрах драматургии проявил высокое художественное мастерство, достиг профессионализма. Написанные им на историческую тему "Хан Кене", "Ночные раскаты", "Абай" - бесценные творения, принесшие национальной драматургии широкую известность. Блестящий успех выпал на долю комедии "Айман - Шолпан", с изысканно подобранными сценическими элементами из сказок, эпических, поэтических произведений. "Айман - Шолпан" - лучший образец жанра национальной комедии
Бенжамен МАТИП
Я никогда раньше не слышал о казахах. А теперь знаю их, и очень хорошо знаю, потому что недавно читал на английском языке чудесную книгу Мухтара Ауэзова. Я познакомился с замечательным человеком и поэтом казахского народа – Абаем, с любимыми девушками – Тогжан и Айгерим, с друзьями Абая – добрыми и смелыми людьми. Я полюбил этих героев, полюбил так, будто жил с ними долгие годы, делил их горе и радости. У меня даже такое ощущение, что я сейчас среди них и дышу воздухом ваших степей. В самом деле, какой прекрасный народ – казахи! И как прекрасно написано о нем в романе «Абай»! Я от души завидую вашему счастливому народу, а вас поздравляю с бессмертным произведением.
Булат КАРАКУЛОВ
В 1926 году Мухтар Ауэзов в статье «Общее театральное искусство и казахский театр» писал: «…в прошлом у казахов было два богатства – первое – устная литература, а второе – музыка». Великий писатель всю жизнь посвятил сохранению первого богатства, а сохранение второго зависит от нас с Вами.
Всеволод ИВАНОВ
Перед нами громадное культурное явление: я бы не побоялся назвать его великим…, полное человечности и веры в человека.
Герберт КРЕМПИЕН
Мухтар Ауэзов – писатель и филолог не только написал замечательную книгу, но и раскрыл перед нами панораму нового, неизвестного нам мира… Роман Ауэзова можно сравнить с восточным орнаментом, который богат мельчайшими украшениями и при этом сохраняется главная линия, главная мысль... Роман Ауэзова – произведение, которое должно стать большим событием в жизни требовательного читателя.
Е.Фехер ПАЛ
Сын кочевого народа, М.Ауэзов овладевает европейской культурой ХХ века. Он не политик, а, скорее всего, историк, выдающийся фольклорист, автор обширных монографий и писатель, писатель-реалист.
Евгений КОСТЮХИН
В своих фольклористических исследованиях Ауэзов был ученым, но не терял дара поэтического мышления. Это не только не мешало логике научного анализа, но, напротив, помогало ей. Яркая метафора служила отправной точкой или обобщением в цепочке рассуждений, придавала им единство… Классический обзор «Эпос и фольклор казахского народа» начинается каскадом метафор, и самая яркая из них: «Казахский народ – трагический странник, в поисках за счастьем кочевавший по степям и столетиям…» Казахский народ кочевал не только во времени, но и в пространстве. Отсюда особая роль фольклора в жизни казахского народа.
Жан СПАНГАРО
Наполненный горьким и околдовывающим ароматом минувших дней исторический роман Мухтара Ауэзова полностью устремлен в будущее.
Жорж БУЙОН
Счастлив поэт, сумевший отразить национальное сознание, и счастлив народ, так открыто прославляющий своего поэта!
Заки АХМЕТОВ
В нашу духовную жизнь он вошел молодым - стремительно и ярко, поразив всех необыкновенной силой своего художественного дарования. Он, быть может, первым понял, что Абай для казахской национальной культуры нового времени, как Пушкин для русской культуры, является "началом всех начал".
Талант Мухтара Ауэзова был универсальным. Он внес огромный вклад в развитие казахской драматургии и театрального искусства. Его научные интересы охватывали все основные жанры казахского фольклора, известный кыргызский эпос "Манас", многие произведения мировой литературы. Исключительной популярностью пользовались его лекции и публицистические выступления. М.Ауэзов заложил основы абаеведения. Большое внимание он уделял изучению проблемы взаимообогащения литератур, особенно Казахстана и России. М.Ауэзов - один из выдающихся мастеров художественного слова ХХ века.
Зейнолла КАБДОЛОВ
Абай - могучая скала казахской литературы ХIХ века. Ауэзов - вершина казахской литературы ХХ века. Для этих двух великанов мысли и разума не существует временных барьеров. Они будут шагать из эпохи в эпоху, из века в век. Абай во все времена Абай и Ауэзов - также. М.Ауэзова и М.Шолохова объединяет сила и красота таланта. Абай не только поэт-художник, но и философ-мыслитель в общечеловеческом масштабе. Талант Ауэзова как писателя, педагога, ученого развивался и ввысь, и вглубь, и вширь. И такая монолитная целостность не могла не привести Ауэзова к Абаю и Абая к Ауэзову, тем самым, проложив золотой мост между двумя гениями.
Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ
Художник, общественный деятель, основоположник абаеведения, исследователь фольклора и эпоса, истории и литературы тюркоязычных народов, М.О.Ауэзов был не только теоретиком и ученым, но и человеком редкого творческого чутья и широчайшей души, воспитавший целую плеяду научной и творческой элиты Казахстана. Мухтар Ауэзов – ровесник нашего века, полного драматизма человеческого бытия, его падений и взлетов.
Ираклий АНДРОНИКОВ
Мухтар Омарханович вошел в нашу жизнь не только как замечательный писатель, ОН явление, он-великий символ нашей жизни, человек-легенда, мудрец нового времени, истинный поэт и человек. Человек -тонкий, душевный, благородный, бесконечно обаятельный, способный понять решительно все. В нашей литературе он – один из немногих - был мерилом, вехой, огнем, по которому можно было соизмерять собственное движение.
Йожеф ТОРМА
Мотив волка нередок в верованиях и легендах тюркских народов и в литературе. Именно мотив волка связывает венгров с тюрко-монгольским миром, а медведя - с финно-угорскими народами. В научной литературе принято считать, что древние тюрки боролись под флагом с изображением вольчьей головы (Н. Я. Бичурин, С. М. Ахинжан, Л. Н. Гумилев, а также французский тюрколог Ру).
Рассказ М.Ауэзова «Серый лютый» начинается как легенда, а завершается как реалистическое повествование… М.Ауэзов в своем рассказе «Серый Лютый» затронул древнюю тему тюркских легенд. Рассказ «Серый Лютый» был переведен на венгерский язык вместе с романом «Путь Абая».
Каныш САТПАЕВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАЗАХСКОЙ ЖИЗНИ.
Мухтар Ауэзов – не только даровитый писатель, но и крупнейший исследователь, посвятивший многие годы своей творческой жизни собиранию, изучению и художественному обобщению многочисленных материалов о личности великого казахского поэта-гуманиста Абая Кунанбаева, о людях, окружавших его, и о всей эпохе в целом, в которую жил и творил великий сын казахского народа. Результатом этого глубокого, вдохновенного труда и явился роман «Абай», представляющий наряду с выдающимися художественными достоинствами подлинную энциклопедию всех многогранных сторон жизни и быта казахского народа во второй половине ХIX века…
Катрин ПУЖОЛЬ
М.Ауэзова можно считать «алхимиком» истории культуры казахов, которую он преобразовал в литературе для грядущих поколений…
Он – «человек-мост», который перекинул воздушность устной культуры в формальные рамки письменности; «человек-река», который перенес безмятежность сельского мира в городскую суету; «человек-путь», который привел к суфийской духовности простых пастухов, верующих в свою звезду; «человек-врата», который распахнул перед своим народом культурные сокровища, остававшиеся до него нераскрытыми…
Он завещал миру богатство и чаяния народа, живущего в сердце степей, на территории, служащей мостом и перекрестком между великими оседлыми цивилизациями…
Константин ФЕДИН
…Полноту представлений о нации нам дает искусство писателя… В молодости я живал в степях Казахстана и немало видел тогдашних кочевников-казахов, но только Мухтар Ауэзов сделал насыщенным мое знание казахского народа своим «Абаем», и близкие мне степи с их ветрами и ароматом дышат теперь в такт моему дыханию, как будто я стал казахом.
Костас ФРАНГИСКАТОС
Мухтар Ауэзов – известный писатель-романист и драматург из Казахстана, академик Академии наук. Среди его двадцати театральных пьес, рассказов и книг, которые реально отражают историю фольклора и литературы народа Казахстана, несомненно, самая значительная – это роман, главный герой которого – Абай Кунанбаев (1845-1904), великий гуманист, мыслитель и основатель литературы и литературного языка казахов…Глубоко психологические характеры персонажей произведения внезапно появляются перед нами как типичные образы непривычного для нас общества. Четырехтомное произведение представляет собой яркое повествование с главным образом Абая Кунанбаева... Все это представлено со столь захватывающей ясностью, что поддерживает в читателе напряженное внимание и неослабевающий интерес к повествованию. Этому способствует великолепный стиль писателя.
Л.МИННЕГУЛОВ
Кыпчакский компонент сыграл большую роль в этногенезе казахов и татар. Его личность и произведения имеют огромное значение для многих народов нашего времени. Велика популярность романа «Путь Абая» среди читателей республики, что объясняется высокими художественными достоинствами оригинала и талантливым воспроизведением текста на татарском языке. Не без благотворного влияния эпопеи М.Ауэзова во второй половине ХХ века активизировался жанр исторического романа в татарской литературе… Мухтар Ауэзов справедливо стал своего рода одним из символов казахского народа, независимого Казахстана.
Лазиз КАЮМОВ
М.Ауэзов – одна из самых ярких звезд тюркоязычной культуры… В кругу своих сверстников Мухтар Ауэзов был ведущим. Замечательный талант Ауэзова обогатил литературу очень многими картинами, никем до него не описанными жизни аула и степей. Он так любовно ввел в жизнь Абая, что в памяти человечества остался навечно. Эпопея – это лучший памятник родному народу и его мудрому сыну Абаю.
Леонид СОБОЛЕВ
ДУХОВНЫЙ БРАТ АБАЯ
Мухтар Ауэзов был моим другом – другом вдвойне: в прямом смысле этого слова и другом литературным.
Не будет преувеличением сказать, что есть нечто общее между Абаем и Мухтаром: во-первых – зрелый литературный талант и, и во-вторых – мечта о светлом будущем своего народа. Именно потому, что Мухтар Ауэзов сумел переплавить в своем творческом тигле яркую индивидуальность Абая вместе со своей собственной, сумел из своего настоящего проникнуть в темное прошлое своего народа, именно потому, что он как бы продолжил великие заветы своего предка…
Луи АРАГОН
Эпический роман «Абай», по моему мнению, - один из самых замечательных романов двадцатого века. Он несет целый мир образов и мыслей и уводит читателя в далекие от нас времена.
Манаш КОЗЫБАЕВ
Главная тема Ауэзова-писателя - судьба нации, судьба народа. Концепция национально-освободительной борьбы казахского народа, разработанная М.Ауэзовым, выдержала испытание временем. Писатель, обладавший даром предвидения, опередив свое время, зримо воссоздал панораму трагедии колониального Степного края. Его исторические воззрения характеризовались целостным подходом к планетарным проблемам, составной частью которых была и отечественная история казахского народа. Он изучал историю казахов в едином ключе с историей других народов мира как часть целого. Определяя роль и место казахской нации в мировом освободительном движении, он увековечил в своих произведениях образы предводителей, посмевших восстать против империи, ее колониального режима и поплатившихся за свободу жизнью. В период расцвета культа личности и разгула реакции, М.Ауэзов создал концепцию освободительной борьбы народа, совершил творческий подвиг как герой освободительной войны 1916 года хан Кене.
Мирей БОРИС
«Абай» - это книга для размышления, это казахская «Илиада»…
История этой страны похожа на легенду. Это история Абая. Незнакомое нам очарование этой книги, особенно ее героя, определяется тем, что Абай является акыном (певцом-поэтом). Своими песнями акыны сохраняли и передавали устную культуру казахов. Как и странствующих певцов древней Греции, их считали наделенными особой благодатью, их везде принимали, их боялись и любили. Абай, лучший среди них, открыл истинную ценность слова, огромную силу слов и музыки. Его поэзия стала оружием в борьбе против темных сил. Его песни, повторяемые джигитами, способствовали рождению нового языка, пробуждали искреннюю любовь.
Михаил ЛУКОНИН
Эпопея «Абай», кроме всего, чем она велика, еще и одно из самых глубоких проникновений в стихию творчества, в тайну взаимоотношений жизни и поэзии, лучшее, что есть в мировой литературе о поэтах и о поэзии.
Мурат АУЭЗОВ
Мухтар Ауэзов – плоть от плоти казахской интеллигенции 20-30 годов. Верность идеалам молодости он пронес через всю жизнь. И в этом – ключ к пониманию его многогранного творчества…
Подобно Абаю, который как никто другой, умел осуществить суфийский «тасарруф» или «захват» души потенциального прозелита, он достигает гармоничного единения в своих творениях логического и образного начал, обаяния и неотразимости своих жизнетворящих интеллектуальных экспансий, мерцания глубокого смысла в бесчисленных деталях и подробностях художественного текста.
Имея перед собой задачу, столь же величественную, как и буднично-естественную – удержать в сознании и тем самым спасти для будущности народа духовный мир рухнувшей кочевой цивилизации, он действует с уверенностью и мастерством творца-демиурга. Из хаоса, из развалин дальней и ближней истории он создает космос души и разума казаха. И самим фактом этого действия, подтверждением его осуществимости сообщает своему космосу энергию бесконечного бытия в будущем.
Мустай КАРИМ
«Путь Абая» - путь от национального пробуждения к национальному прозрению казахов, трудный, сложный путь самоутверждения. Нас неизменно восхищают широта видения Мухтара, его вещее внушение того, что за безбрежным морем есть безбрежный океан…
Николай ПОГОДИН
ДЛЯ НАС АУЭЗОВ – ВТОРОЙ АБАЙ.
Я вижу неизменно доброжелательное, мудрое и лукавое лицо человека, у которого возраст остался где-то позади, брошенным на дороге жизни. Эта дорога, как я знаю, была трудной и блистательной. И шел по ней сын древней и в то же время юной нации казахов…
Шел батыром – сравнение для Мухтара не новое, но неизбежное, ибо то, что он свершил для своего народа, следует назвать легендарным богатырским подвигом.
Для Казахстана Ауэзов – второй Абай, для нас – восточный Шолохов с его классическим открытием громадной народной жизни, почти неведомой миру до этих писателей.
Николай ТИХОНОВ
Мухтар Омарханович был членом Комитета по Ленинским премиям в области литературы, искусства и журналистики. Для работы в этом сложном, очень трудном Комитете от его членов требуется исключительная широта охвата представляемых произведений, углубленное изучение их достоинств, полный отказ от личных пристрастий, строго принципиальные суждения, чтобы потом совесть не упрекала за легкомыслие или неправильность окончательного отбора. Для такого рода общественной работы, носящей государственный характер, Мухтар Омарханович был идеальным человеком. Для него не существовало иных критериев, кроме достоинств. Если их не было, если защита шла по линии важности темы или некоторого снисхождения, он делался беспощаден, его разборы становились строжайшим исследованием, и порой не оставалось камня на камне от попыток защитить произведение, не отвечающее высоким требованиям.
Ондрей МАРУЩЯК
Казахская природа, казахский национальный характер, сущность и формы казахского национального бытия и сознания, благородный интернациональный пафос, начало революционных перемен и осуществление современных возможностей являются главными темами литературного творчества Мухтара Ауэзова.
Рабига СЫЗДЫКОВА
Если Абай явился зачинателем казахского письменного литературного языка, то Ауэзов - основоположником таких его звеньев как художественная проза, драматургия, публицистика, научная литература. Основные стилевые и языковые параметры художественной прозы служат свидетельствами ее мирового уровня. В области языка мы можем говорить о "школе Ауэзова". "Иноходец" казахского художественного слова М.Ауэзов, при правильно взятом старте, участвуя в байге, поднял казахскую прозу на высокую ступень достижений мировой художественной культуры по всем параметрам. И в этой байге художественного слова М.Ауэзов не только пришел первым, но и показал дальнейший путь своим последователям.
Рахманкул БЕРДИБАЙ
Для М.Ауэзова значение термина "фольклор" намного шире и глубже понятия "народная мудрость", что объясняется жизненными позициями самого писателя. Он всегда выражал идеалы независимости своей страны. Продолжая традиции, заложенные Ч.Валихановым, писатель высоко оценивал памятники фольклора. Велика роль Ауэзова-фольклориста в исследовании героических жыров. Он сумел раскрыть глубинные связи фольклора тюркоязычного мира, исследуя и крупные эпосы, и многие древние жанры фольклора. И в его произведениях мы ощущаем волшебный мир - мир веры М.Ауэзова в добро, справедливость, человечность.
Режи БЕРЖЕРОН
Мухтар Ауэзов – поэт в душе. Он как художник воссоздает свою степь, свои горы и людей своей страны. Как большой эпический поэт, Ауэзов раскрывает перед нами картину распрей, в которых одни восстают против других. Он живо описывает нравы Казахстана периода феодализма, создает фрески контрастной жизни: спокойный быт пастухов и быструю верховую езду. Он создает яркие сцены традиционных церемоний, похорон, помолвок. Счастливы народы, которые могут быть воспеты с таким величием и любовью голосом, подобным голосу Ауэзова!
Реми ДОР
Публикация в 1942 году романа «Путь Абая» принесла Ауэзову всемирную известность. Это произведение, как о нем пишет Арагон в предисловии к французскому изданию, «одно из высочайших произведений ХХ века. Оно несет в себе целый мир мыслей и образов». В сверкающей живой и детальной картине Ауэзов увлекает нас в центр степи, в род Абая тобыкты, жизнь и творчество которого он воспроизводит. Эта книга в одно и то же время представляет собой волнующий роман и настоящий учебник этнографии. Все здесь описано с научной точностью: нравы, традиции, отношения – вся казахская культура… Романная техника Ауэзова и его мастерство в создании произведения достойны Бальзака или Золя
Роберт ЭРМЕРС
Мухтар Ауэзов писал свои труды в период советской идеологической репрессии, когда нельзя было открыто писать о казахской культуре. М.Ауэзов не мог открыто высказывать свои мнения и мысли, но их можно найти не в тексте, а между строк. Рассказ «Серый Лютый» повествует не только о несостоявшейся дружбе маленького Курмаша и волка. Вероятно, волк является символом; писатель хотел описать тяжелую жизнь казахского народа, природу, страну и образ жизни казахского народа.
Роллан СЕЙСЕНБАЕВ
Его произведения – голос казахского народа, голос истории народных мечтаний, чаяний и надежд. Кровавый путь страдания и мук народа, прошедшего этот путь в надежде на светлое будущее. Создавая романы, повести, пьесы, рассказы, показывая в них крушение старого кочевого мира, писатель М.Ауэзов шел от мира к человеку… Художественная мысль М.Ауэзова, черпающего из бездонного колодца жизни содержание и философию своих произведений, создает сугубо национальные характеры, и эти образы, как, например, образ Абая, становятся в ряд с выдающимися образцами мировой литературы, приобретая тем самым общечеловеческое значение…
Произведения Мухтара Ауэзова – как сама жизнь, как полноводная река, как движение солнца и луны по небосклону, как степная трава, медленно поднимающаяся, но бурно колеблющаяся по ветру…
Рымгали НУРГАЛИ
Лучшие представители казахской литературы прошли школу мастерства членов партии Алаш, были воспитаны на ее идеологии. Одаренные от природы, убаюканные в колыбелях казахских семей, испившие из родника ислама, научившиеся писать по-арабски, знавшие русский язык, получившие образование в Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Алма-Ате, Ташкенте, Уфе, Казани, они стали просвещенными людьми своего времени. И не было, наверно, сферы деятельности, где бы они не проявили себя. Деятели Алаша преследовали одну цель - служение своему народу.
В романе М. Ауэзова "Абай" отражено созвучие основной идеи произведений Ильяса и Сакена ("Кокшетау", "Кулагер", "Кюй", "Кюйши") психологическому портрету эпохи Абая. Именно это и стало началом диалектического единства Ауэзова и партии Алаш.
Серик КИРАБАЕВ
М.Ауэзов,как последний свидетель умирающей культуры кочевников, вопреки нажиму коммунистического режима, создал чисто национальную и в то же время общечеловеческую литературу. Речь здесь не только о "Пути Абая", но и о "Лихой године", "Выстреле на перевале Караш-Караш", где он делает новый шаг в познании как сути бытия, так и сути характера человека. Ауэзов - учитель поколения новой эпохи, того поколения, которое создало новую культуру.
Поражает масштабность творчества писателя-гуманиста. Проза, пьесы, публицистика, научные статьи, киносценарии, либретто, учебники, переводы, литературная критика… Он был великий труженик. Его имя всегда вместе с казахским народом, казахской литературой.
Су Чжоу СЮНЬ
Романы «Абай» и «Путь Абая» - законченный цикл, который является результатом многолетнего труда писателя. Их основные герои одни и те же, сюжет и структура тоже едины. По своему богатому и глубокому содержанию, широте охвата событий этот роман об Абае можно с полной уверенностью назвать эпическим произведением. Роман об Абае называют реалистическим романом, потому что писатель проник в самые глубокие пласты общественной жизни, раскрыл сложный мир человеческих отношений, правдиво отразил народные обычаи и нравы…
Абай - великий поэт казахского народа, Шакарим - родственник и продолжатель его дела, а Мухтар - основоположник абаеведения. Это три гиганта, олицетворяющие собой гордость и славу казахского народа.
С появлением романа М.Ауэзова «Путь Абая» казахская литература стала развивать ауэзовские традиции как исторически закономерное явление…
Тома Георге МАЙОРЕСКУ
Путь Абая, путь его песни – это путь казахского народа.
Томас ВИННЕР
Мухтар Ауэзов был тем, кто более всего способствовал развитию казахской народной драмы и кто стал одним из наиболее значительных казахских драматургов и прозаиков. Ныне он наиболее известен благодаря своему эпическому роману «Абай» и вкладу в историю казахской литературы и фольклора… «Абай» - больше, чем биографический роман. Это калейдоскопическое исследование казахского общества конца ХIХ века на фоне жизни Абая и событий, происходивших в роде Абая – тобыкты, приблизительно с 1858 по 1887 годы.
Фахар ЗАМАН
Мухтар Ауэзов – выдающийся писатель, ученый-академик казахской земли, является гением, чудесным образом развившим различные жанры литературы. Его творчество не ограничено лишь одной частью мира. Раздвинув пространственно-временные границы, он стал феноменом, символизирующим все прекрасное, благородное, просвещенное. Пакистанцы чтят Ауэзова как мыслителя, ученого, интеллектуала. Он является чистым, искренним выразителем интересов своего народа.
Федерико МАЙОР
Ауэзов был, безусловно, великим писателем, эрудитом, зеркалом своей эпохи, свидетелем схватки, через которую прошло человечество, и сам он побывал в этом горниле. Он стоял у истоков изучения творчества казахского литературного деятеля – великого Абая, поэта и философа ХIХ века, 150-летие которого мы отметили в 1995 году. Кроме того, Ауэзов является автором многочисленных исследований в области истории казахского народа, литературы и народного творчества Кыргызстана.
Франтишек СОУКУП
Роман Мухтара Ауэзова «Абай» может лишь отчасти рассматриваться как художественное жизнеописание великого казахского просветителя и основателя реалистической казахской поэзии – Абая Кунанбаева. Значение этого биографического романа гораздо шире – это подлинная литературная энциклопедия жизни, обычаев и культуры казахов…
Чингиз АЙТМАТОВ
У меня есть две национальные святыни, с которыми я еду в другие страны, с которыми я переступаю порог других народов. Это – «Манас» и Мухтар Ауэзов. Когда меня спрашивают: кто вы такие, казахи и киргизы, - я рассказываю о «Манасе» и Мухтаре Ауэзове. Это символы моих народов, и с ними я могу достойно представлять себя другим.
Шакир ИБРАЕВ
Художественно воссозданный писателем кочевой уклад жизни и облик безвозвратно уходящего прошлого на стыке двух веков уникален и неповторим. Но оценка творческого наследия выдающегося писателя будет неполной без исследования целостного художественного мира Ауэзова, без познания его уникальности в сочетании с другими мировыми культурами. Можно сопоставлять герменевтику романа "Путь Абая" и определенные семиотические особенности той эпохи. Все это помогает понять, как писатель не только художественно воспроизводит кочевой образ жизни, но и как он воссоздает мышление, природу эстетического восприятия, мироощущения кочевников.
Шанталь ЛЕМЕРСЬЕ-КЕЛЬКЕЖЕЙ
У каждого народа есть свои символические личности… Мухтар Ауэзов относится к плеяде одаренных и просвещенных умов, которые отдали весь талант и искусство служению своей стране… Он никогда не забывал, что является наследником национального гуманизма. Стремился защищать свободу и быть честным перед духами своих великих учителей.
Эрих МЮЛЛЕР
Мухтар Ауэзов, создатель эпических произведений и драматург, является подобно Генриху Манну, великим провидцем и художником. Поэт как бы приподнимает завесу, которая окутала период феодальной эпохи Казахстана; так появился роман «Абай», изданный у нас под названием «Перед рассветом»… Ярко и эмоционально вырисовывается образ Абая, просветителя и основателя казахской литературы…. Если Гете и Гейне, Зегерс и Бредель обрели вторую литературную Родину в далеком Казахстане, то романом «Перед рассветом» М.Ауэзов поставил для себя прочную юрту у нас.